mansikkala (mansikkala) wrote,
mansikkala
mansikkala

Перламутр в декоративном искусстве

Оригинал взят у slavikap_2 в Перламутр в декоративном искусстве
Оригинал взят у vasily_sergeev в Перламутр в декоративном искусстве
Цитата сообщения Марина_Ушакова

Перламутр в декоративном искусстве




Перламутр с древних времен используется мастерами - ювелирами для инкрустирования предметов повседневного быта, и широко применяется при изготовления перламутровой мозаики как самостоятельный материал, так и в сочетании с разными камнями. Перламутр, это внутренний слой раковин морских и пресноводных моллюсков. Этот прочный материал, который свободно можно найти на берегу моря или реки, имеет два очень важных для мозаики свойства: цвет и его интенсивность..




Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова perlmutter, означающего «мать, производительница жемчуга»; ранее его в России просто называли «раковина». Главными местами добычи морских перламутровых раковин считается Персидский залив, Красное море, острова Тихого океана, Цейлон, Япония.



Жемчуг образуется только в тех раковинах, моллюски которых способны выделять перламутр. Раковины эти имеют русское название «жемчужницы», научное их название - Margaritanamargaritifera. Стенка этой раковины состоит из трех слоев: снаружи лежит тонкий органический слой (periostracum), состоящий из рогового вещества - конхиолина, под ним расположен толстый известковый, фарфоровый или призматический слой (ostracum), слагающийся из тесно прилегающих друг к другу призмочек СаСО3, поставленных перпендикулярно раковине, и третий, внутренний слой - перламутровый, состоящий из пластинок; он подстилается непосредственно мантией и образован тончайшими пластинками или листочками, создающими явление интерференции световых лучей, вследствие чего перламутр блестит, переливаясь всеми цветами радуги. Перламутр образуется как в морских, так и в пресноводных моллюсках.



По технике исполнения резьба делится на гладкую, рельефную и сквозную. Гладкая резьба заключается в том, что мастера на гладкой поверхности раковины процарапывали изображение. Перламутр в технологической обработке очень сложен, поэтому долгое время мастера применяли только гравировку как наименее рискованный технический прием художественной обработки. В журнале «Мануфактура и торговля» писали: «Сие вещество (перламутр) есть самое твердое и самое трудное в работе, его не берет никакой резной инструмент, кроме закаленной пилы... поверхность выглаживается на точиле, которое должно всегда вертеться в воде, иначе перламутр может разгорячиться и треснуть, или даже потускнеть». В рельефной резьбе резчик прорезал изображение в глубину раковины, создавая некоторый зрительный объем. Самой тонкой и сложной является сквозная резьба, или резьба на проем.

Не буду дальше говорить о технологии, просто смотрим.


































































Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments