mansikkala (mansikkala) wrote,
mansikkala
mansikkala

Школа отношений

Оригинал взят у logpoint в Школа отношений
Участвовал когда-то при содействии Людмилы Кожуриной в секции Соловейчиковских чтений "Школа отношений и общения". Пришло немножко людей, поразговаривали, даже кейсы простенькие порешали с Полиной Терехиной :) И со вчерашнего дня свербила одна мысль, которая сейчас немножко оформилась.

Мы редко занимаемся в школе отношениями. Хотя это та штука, которая пронизывает всё именно здесь. Школа сама по себе - пространство отношений, пространство выращивания и оформления выбора человека. От этого невнимания к человеческим отношениям рождается невозможность достижения многих целей, которые декларируются системой образования. А из этой невозможности уже получаем то, к чему привыкли: кучу бумаг (или электронных страниц) липовой отчетности, гигантское напряжение, отсутствие свободы.

Соционика предлагает объяснение этому феномену по крайней мере у нас в стране: система образования в целом представляет собой систему с ценностями бета-квадры (социотип Инспектора, это обосновывал Гуленко). В системе этих ценностей отношения вместе с веером возможностей в сфере отношений являются вытесненными ценностями, которые не могут серьезно на систему повлиять. Особенность в том, что современная образовательная риторика все чаще использует отдельные термины из построения отношений между людьми, будучи не в состоянии ни интегрировать их в себя, ни даже толком осознать. При этом потребовать исполнения и позитивного отчета о результате - в стиле Инспектора.

И вместе с тем растут и расправляют крылья экспериментальные школы типа школы Апельсин Димы Зицера, где именно через ценности отношений то, что написано в тех же ФГОС, достигается без пафоса. Только вот гарантии достижения не дается и не может быть дано - ровно когда возникает гарантия в сфере отношений, человеку наступают на его выбор.

Не может быть окончательного ответа, что лучше и что предпочесть. Люди с разным информационным метаболизмом обладают разными ценностями. Ценности, внедренные в организации, становятся элементами организационной культуры. Только не дает мне покоя фраза Роджерса из "Свободы учиться" о том, что после терапии многие люди начинают проявлять то, что наиболее близко к ценностям общечеловеческим, объединяющим людей, а не разделяющим их. Может, систему образования не реформировать нужно, а полечить? И возможно ли это...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments